Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Задачи, вставшие перед советской медициной в годы Великой Отечественной войны, были беспрецедентны по масштабу и сложности. Хорошо организованная структура военно-медицинской службы и самоотверженный труд военно-полевых медиков помогли вернуть в строй более 70 % раненых и более 90 % больных солдат и офицеров Красной Армии.

Санитары и санинструкторы, медицинские сестры госпиталей и медсанбатов, военврачи и военфельдшеры – каждый из них вносил свою лепту в спасение жизней советских солдат. Молодые хрупкие девочки, окончив ускоренные курсы подготовки санинструкторов, уходили на фронт. Под немецкими бомбежками, непрерывным пулеметным, артиллерийским и минометным огнем, находясь в состоянии безумного страха, они находили в себе силы подниматься, искать раненых солдат, вытаскивать их с поля боя, оказывать первую помощь. Медицинские сестры госпиталей делали перевязки, ассистировали при операциях, готовили раненых к эвакуации, утешали теплыми словами, окружали заботой ранбольных, сами часто недоедая, урывая на сон буквально минуты. Днями и ночами у операционного стола, валясь с ног от усталости, военврачи выполняли свой долг.

В феврале 1942 года Главное военно-санитарное управление РККА утвердило Единую военно-полевую медицинскую доктрину, которая обобщила опыт советско-финской войны. В основу организации военно-полевой терапии были положены три принципа: сортировка, эвакуация, преемственность в лечении. Всю территорию страны разделили на санитарные районы. Лечение и эвакуация раненых составляли единый процесс. Медицинская помощь состояла из четырех этапов: первичная помощь в войсках; госпитальная база тыла армии; госпитали в тылу фронта; эвакогоспитали в глубоком тылу страны.

Самую первую помощь раненый боец получал на поле боя от санинструктора своего подразделения, который оценивал тип ранения, степень тяжести, делал перевязку и вытаскивал с передовой в тыл роты.

Затем к работе приступали санитары-носильщики, которые доставляли раненых в батальонный медпункт (БМП). По стандартам время доставки на полевой медпункт не должно превышать 6 часов, в медсанбат - 12 часов. В зависимости от условий боя и рельефа местности, санитары использовали транспорт авто- или конно-санитарных рот и даже собачьи упряжки, но нередко приходилось переносить раненых на руках. На БМП легкораненые получали первую врачебную помощь и возвращались в свои подразделения, тяжелораненых направляли в медико-санитарные батальоны.

В медсанбатах (МСБ) раненые бойцы получали первую квалифицированную хирургическую помощь. В периоды активных наступательных боев нагрузка возрастала в разы.Далее раненых отправляли в полковой медицинский пункт (ПМП), который разворачивали на расстоянии 2-5 км от передовой. Здесь уже работали 4 военврача, 11 фельдшеров, 40 санинструкторов и санитаров. На ПМП проводили первичную сортировку раненых по виду и тяжести ранений. На дивизионных медпунктах (ДМП) оперировали почти 3/4 ранений.

На армейском и фронтовом этапах помощь оказывали в специализированных полевых подвижных госпиталях (ППГ): хирургических, инфекционных, офтальмологических, челюстно-лицевых, терапевтических и т. д. Раненых сортировали по степени тяжести ранений: бойцов с легкими ранениями отправляли в госпитали легкораненых (ГЛР), тяжелораненых, нуждающихся в срочной госпитализации, и раненых, требующих специального лечения, - в армейские эвакогоспитали. Остальных эвакуировали в тыл фронта или глубокий тыл страны, где в эвакогоспиталях проводили более сложные операции и лечили самых тяжелых пациентов, которым в первую очередь нужно было сохранить жизнь.

В тыл раненых эвакуировали преимущественно на военно-санитарных поездах. В первую очередь отправляли раненых с поражениями крупных кровеносных сосудов, брюшной и грудной полости. Фактор времени играл решающую роль, поэтому в среднем за сутки поезд должен был проходить 400-450 км.

В глубоком тылу была создана широкая сеть тыловых госпиталей, которые развертывались в административных зданиях и комплектовались   мобилизованными гражданскими врачами, а также вольнонаемными служащими. В Прокопьевске было развернуто 7 эвакогоспиталей: 1026/3616 ЭГ на 88 коек в здании горного техникума и швейной фабрики, 1250 ЭГ на 700 коек в помещениях школ № 6, 21 и фельдшерско-акушерской школы, 1818 ЭГ на 700 коек в Доме Советов, 2491 ЭГ на 1200 коек в здании Белой больницы, 2751 ЭГ на 900 коек в помещении клуба шахты им. Ворошилова, 4095 ЭГ на 200 коек в Зенковском доме отдыха угольщиков (ныне – санаторий «Прокопьевский»), 3623 ЭГ на 700 коек (место нахождения не установлено).

В госпиталях легкораненых (ГЛР) раненые солдаты и офицеры проходили лечение, подчиняясь военному распорядку, размещались в казармах по взводам. Лечебный процесс сочетали с боевой, политической и физической подготовкой. Срок лечения в армейских ГЛР составлял 30 суток, во фронтовых – 60. Легкораненые, нуждавшиеся в амбулаторной помощи сроком до 30 дней, проходили лечение непосредственно в войсковых частях в командах (при медсанбатах) и батальонах (в запасных стрелковых полках) выздоравливающих.

На железнодорожных, воздушных и водных путях эвакуации разворачивались сортировочно-эвакуационные госпитали (СЭГ), в которых проводили медицинскую сортировку, оказывали неотложную медицинскую помощь, принимали раненых и больных, подлежащих дальнейшей эвакуации в тыл, и распределяли их по лечебным учреждениям госпитальной базы. Анна Илларионовна Умроянц, медсестра СЭГ № 2912 под Москвой, вспоминала: «Медсестры работали по 20-22 часа в сутки, еле успевали мыть больных и обрабатывать одежду в дезинфекционных камерах». 

Спасение раненых расценивалось как проявление высокой воинской доблести. 23 августа 1941 года Народным Комиссаром Обороны был подписан Приказ «О порядке предоставления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу». Приказ предписывал представлять к наградам санитаров за вынос раненых с оружием с поля боя: за вынос 15 человек – к медалям «За боевые заслуги» или «За отвагу», 25 человек – к ордену Красной Звезды, 40 человек – к ордену Красного Знамени, 80 человек – к ордену Ленина. Приказ был издан массовым тиражом в виде «Памятки санитару Красной Армии» и разослан во все подразделения РККА.

В истории Великой Отечественной войны достойное место занимают примеры мужества и доблести военных медиков - наших земляков.

Мария Николаевна Крицкая, будучи командиром отделения 3-го санитарного взвода 65-го гвардейского стрелкового полка, в боях в районе Спас-Деменска вынесла с поля боя 15 солдат. Получив ранение, в течение двух дней она продолжала руководить работой своего отделения. За этот подвиг была удостоена ордена Красной Звезды.

Трегубова Мария Петровна, военфельдшер санитарной роты 1250-го Прокопьевского Краснознаменного стрелкового полка 376-й стрелковой Краснознаменной Кузбасско-Псковской дивизии за время боев с немецкими оккупантами с 27.10.1941 по 08.03.1943 года оказала помощь раненым бойцам и командирам в количестве 2034 человека. За чуткое, самоотверженное и гуманное отношение к спасению жизней доблестным бойцам и командирам Красной Армии, за проявленное мужество М. П. Трегубова удостоена ордена Красной Звезды.

Григорий Никифорович Масюк, не успев окончить Прокопьевское медицинское училище, ушел на фронт, где в должности санитарного инструктора прошел боевой путь от Сталинграда до Балтийского моря. Командование характеризовало его, как «энергичного и чуткого медработника». Свою работу Григорию Никифоровичу нередко приходилось выполнять с оружием в руках. Санинструктор лично уничтожил 18 фашистов, а 5-х взял в плен. За всю войну гвардии старшина медицинской службы спас жизни 109 солдатам и 12 офицерам Красной Армии, за что был награжден орденом Красной Звезды, орденами Славы II и III степеней.

Макаркина Мария Федоровна, начальник передвижного полевого госпиталя партизанского соединения Н. М. Таранушенко, действовавшего на территории Украины и Белоруссии, вместе с врачом-стоматологом оказывала помощь бойцам пятитысячного соединения. Ее госпиталь располагался в четырех повозках: в одной перевозили имущество, в другой проводили амбулаторный прием, в остальных транспортировали раненых и больных. Соединение находилось в постоянном движении. Оперировать приходилось прямо в повозках на марше.

Благодаря тяжелому и самоотверженному труду военно-полевых медиков многие фронтовики вернулись домой. Кто-то был несколько раз ранен, кто-то до конца дней носил в своем теле осколки, кто-то стал инвалидом, но, главное, они были живы!

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт