Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Pl419 марта в городском краеведческом музее открылась выставка «Незабытая мелодия», посвященная знаменитому Апрелевскому заводу по выпуску грампластинок, без которых трудно представить жизнь людей в XX веке.

Начало предприятию было положено в 1910 году, когда около 50 крестьян из деревень, расположенных вблизи станции Апрелевка Московско-Киевской железной дороги, в поисках работы пришли на только лишь строящуюся немецкими предпринимателями фабрику. Новое детище стало первой и единственной в России фабрикой, которая не только прессовала пластинки, но и занималась изготовлением «граммофонной массы».

Только в первый год было выпущено 400 тысяч музыкальных дисков под маркой «Метрополь-Рекорд», а самой первой записью оказалась знаменитая цыганская песня "Бродяга". В Америке, например, первая серийная пластинка вышла только в 50-х годах, на 40 лет позже Апрелевского завода.

Завоевав сначала провинцию, а затем и крупные города, пластинки фабрики с новой торговой маркой «Метрополь-Рекордс» резко потеснили продукцию других фирм. Этому способствовали, как умело выбранный репертуар, так и высокие акустические достоинства пластинок.

Успехи фирмы послужили импульсом к расширению Апрелевской фабрики. Однако первая мировая война спутала все планы. Фабрика была экспроприирована, а в 1919 году национализирована. 

Постепенно запасы дефицитного шеллака – основного сырья для производства грампластинок, ввезенного из-за границы еще до революции, – иссякли. В 1922 году фабрика была вынуждена прекратить работу...

В 1925 году фабрика возобновила свою работу и была названа «Апрелевская фабрика граммофонных пластинок памяти 1905 года», позже - «Апрелевский завод грампластинок».

Новый отсчет времени для Апрелевского завода, да и для всей нашей граммофонной промышленности наступил в 1933 году, когда его взял под свою опеку Наркомат тяжелой промышленности. Фабрика поистине пережила второе рождение. Новое оборудование, персонал с численностью более 1000 человек и рекордные выпуски пластинок...

Культурная революция 1930-х превратила фабрику в индустриальный гигант. Апрелевские пластинки крутились по всем патефонам необъятной страны. Накануне войны завод печатал 19 миллионов дисков в год.

В 1950 году заводские инженеры предложили для изготовления пластинок использовать поливинилхлоридные смолы. Резко повысилось качество пластинок, и увеличилась продолжительность их звучания. В 1952 году на заводе были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих пластинок, а в 1961 году и первые стереофонические грампластинки. Тираж грампластинок, выпущенных в СССР в 1970 году, достиг 180 миллионов.

Продукция Апрелевского завода экспортировалась более чем в 6о стран. Так, например, только для США за один месяц было отпечатано 50 тысяч советских пластинок.

В 1964 году в СССР была создана известная уже на весь мир фирма грамзаписи «Мелодия», в структуру которой вошел крупный Апрелевский завод со своей внутренней железной дорогой и корпусами. В эпоху «Мелодии» на заводе выпускалось до 60 % всех производившихся в стране грампластинок. В советские годы завод был самым крупным заводом грампластинок в мире.

Последняя партия грампластинок была выпущена в 1997 году. Но они «сыграли свою главную роль», сохранив для потомков большой фонд записей «ретро», военных мелодий и песен, а также уникальных авторских исполнений.

На выставке представлены радиолы, другая проигрывающая аппаратура, а также граммофонные пластинки с записями народных, классических, эстрадных, детских произведений.

Важной частью выставки стали песни военных лет, которые с удовольствием подпевали ветераны города и сотрудники музыкальной школы № 10, присутствующие на открытии выставки.

А Макаров Евгений Прокопьевич вместе с внуком подарили в фонд музея пластинки с записями Петра Лещенко и государственного хора русской песни под управлением А. В. Свешникова.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт