Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Родился 20 мая 1922 года в деревне Курба Кировской области в крестьянской семье. Спасаясь от раскулачивания, в начале 1930-х Окишевы перебрались в Сибирь, в деревню Смышляево, затем в 1933 году, в Прокопьевск. Здесь Николай окончил школу-семилетку № 3 в 1938 году. После школы работал на шахте им. Сталина кондуктором на транспорте и занимался в Прокопьевском аэроклубе. В апреле 1940 года Николай Окишев, был призван в ряды РККА и направлен в Омскую военно-авиационную школу пилотов (ОВАШП) Сибирского Военного округа. Получив квалификацию «летчик скоростных бомбардировщиков» в апреле 1941 года, Н. И. Окишев был направлен для прохождения службы на Дальний Восток.

55-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, в котором служил Н. И. Окишев, летом 1941 года перебазировался на Северо-Западный фронт. Совершив перелет протяженностью 11 500 км по маршруту Спасск (Дальневосточный край) – Выползово (ныне г. Озерный на северо-западной границе Тверской и Новгородской областей) Николай Иванович уже с 27 июля 1941 года участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Скромный, дисциплинированный и исполнительный на службе, отважный и хладнокровный в бою, Н. И. Окишев сразу приобрел большой авторитет среди сослуживцев. Уже в декабре 1941 года он - командир экипажа скоростного бомбардировщика СБ.

Бесстрашный летчик совершил 33 боевых вылета на Северо-Западном и Ленинградских фронтах, уничтожая материальную часть самолетов, узлы сопротивления, живую силу и боевую технику противника на аэродромах Рельбицы, Сольцы, Городец, в районах станций Синявино, Мга и в населенных пунктах Здоровец, Новые Гачки.

30 октября 1942 г. после второго бомбометания аэродрома Сольцы при заходе на посадку на свой аэродром Макарово на высоте 100 м самолет Окишева был атакован истребителями МЕ-110 и подожжен. Пламя сразу охватило всю машину. Превозмогая боль, пытаясь закрыть лицо и голову воротником комбинезона от огня, не видя земли из-за яркого пламени, Николай Иванович не дрогнул, не бросил управления и смог посадить самолет на лес. Стрелок-радист и штурман экипажа погибли. Николай Иванович получил тяжелое повреждение левой ноги и ожоги.

2,5 месяца лечился в госпитале , был признан инвалидом III группы на срок 6 месяцев. Николай Иванович приехал домой в отпуск на долечивание в Прокопьевск. Отпуск неожиданно был прерван вызовом для вручения правительственной награды - ордена Красного Знамени.

Получив награду, Николай Иванович возвратился в часть, обратившись к командованию с просьбой летать на скоростном бомбардировщике. Был признан годным к летной службе за исключением истребительной, пикирующей и штурмовой авиации. Почти год летал на скоростном бомбардировщике, с работой справлялся хорошо и жалоб не предъявлял, но при ходьбе опирался на трость. Затем переучился и вылетел на Ил-4, нагрузки при полетах оказались серьезными. При плохих метеоусловиях и при полетах в строю летчик испытывал резкие боли и перенапряжение. Врачебная комиссия 8 августа 1944 года вынесла вердикт: в связи с выраженным нарушением конфигурации сустава при наличии ограничения движений в этом суставе и болей при нагрузках к полетам на самолете ИЛ-4 допускать нельзя, но учитывая хорошую технику пилотирования и желание летать младшего лейтенанта Окишева желательно использовать на самолете По-2 (У-2). До конца войны Николай летал на У-2, осуществляя фотосъемку. Войну отважный летчик закончил в конце 1945 года.

Николай Иванович принимал участие в подготовке воздушной части Парада Победы 1945 года, который, к сожалению, был отменен из-за плохой погоды. После увольнения из армии вернулся в Прокопьевск. Работал вторым секретарем районного комитета ВЛКСМ Зенковского района Прокопьевска, председателем городского комитета по делам физкультуры и спорта, начальник радиоузла шахты им. Кагановича. С июля 1949 года до выхода на заслуженный отдых в 1983 г. трудился на Прокопьевском механическом заводе, где прошел путь от слесаря до начальника отдела кадров. В1966-1967 годах участвовал в строительстве Шарынгольского угольного карьера в Монгольской народной Республике, за что награжден Почетной грамотой РСФСР от 25.08.1966 г.

Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени, юбилейными наградами.

Умер в 2007 году в возрасте 85 лет.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт