Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Родился в селе Прокопьево Томской губернии (ныне город Прокопьевск Кемеровской области) в семье рабочего. В 1936 году, после окончания семилетки, поступил в горнопромышленное училище. Учебу Валерий успешно совмещал с занятиями в Прокопьевском аэроклубе.

Окончил Читинскую (позже – Батайскую) военную авиационную школу пилотов. В январе 1942 года Полуновский – пилот ночного ближнего бомбардировщика У-2 в составе 691-го легкобомбардировочного полка 54-ой армии. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, совершил 144 боевых вылета.

Осенью 1942 года В. Ф. Полуновский переобучился на летчика-истребителя, получил звание младшего лейтенанта и стал штурманом 1-ой истребительной эскадрильи 691-го авиаполка, летая на И-16. В 1943 году воевал на истребителях Як-1, Як-3, Як-7.

В июне 1943 года лейтенант Полуновский стал командиром эскадрильи 845-го истребительного авиаполка 269-ой истребительной авиадивизии 14-ой Воздушной армии. За 2 месяца эскадрилья совершила 170 боевых вылетов, а лично Валерий Фёдорович - 52 боевых вылета, в 8-ми воздушных боях сбил 5 самолётов противника и вражеский аэростат-корректировщик. В бою Валерий часто использовал лобовые атаки, за что в полку их прозвали «атаки Полуновского». В октябре 1943 года на истребителе Як-1 у озера Ильмень Валерий Фёдорович тараном уничтожил вражеский многоцелевой самолёт Ме-110. Поврежденная машина Полуновского сорвалась в штопор, летчик сумел вывести ее из смертельной спирали, с большим креном довел до своего аэродрома и посадил. Вскоре отважный летчик был произведён в старшие лейтенанты и представлен к званию Героя Советского Союза.

Но награждению не суждено было состояться. 27 марта 1944 года, при выполнении боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2, Валерий Полуновский, уничтожив два истребителя врага, был сбит и раненым попал в плен. Узник концлагерей Вистриц, Гросс Розен, Бухенвальд дважды пытался бежать. 9 мая 1945 года Валерий чудом уцелел при расстреле заключенных немцами. Более 6 месяцев находился в лагере СМЕРШ на спецпроверке. С сентября 1945 г. продолжал службу в своем 845-ом авиаполку в Германии.

В августе 1946 года В. Ф. Полуновский был демобилизован с формулировкой «за невозможностью дальнейшего использования». В Перми на работу не брали. Вернулся в родной город и пытался устроиться на работу в Прокопьевский аэроклуб, но бывшему военнопленному отказали. Валерию Федоровичу пришлось уехать обратно в Пермь, где он работал художником в Театре оперы и балета и Драматическом театре.

Только спустя 12 лет он вновь сел за штурвал самолета. В 1958 году В. Ф. Полуновского восстановили в правах, и он сразу устроился летчиком-инструктором в Пермский аэроклуб. Летал на самолетах По-2, Як-18, Як-18А, Z-326, Як-12М более 20 лет, а после выхода на пенсию работал методистом клуба. За это время В. Ф. Полуновский дал путевку в жизнь двум с половиной сотням летчиков. Его общий налет составил 3500 часов. Сегодня Пермский авиационно-спортивный клуб носит имя Валерия Федоровича Полуновского.

Во время войны летчик-истребитель был награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1942 г.), орденом Красного Знамени (1942 г.), орденом Отечественной Войны II степени (1943 г.), орденом Александра Невского (1943 г.).

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт