Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Родился Семен Попов 12 декабря 1923 года в селе Парфёново Барнаульского уезда Алтайской губернии в семье крестьянина. В поисках работы в 1930 году семья Поповых с шестью детьми приехали на Прокопьевский рудник, поселились в районе шахты «Маганак». Родители работали на строительстве железной дороги. Семен пошел в школу № 3. В 1940 году окончил 9 классов. Вступил в комсомол.

Мальчишка болел небом, ему нравились самолеты и он хотел летать на истребителе. В октябре 1940 года сбылась его мечта: он стал курсантом-пилотом Прокопьевского аэроклуба, летал в группе инструктора В. С. Зеленского. В августе 1941 года Попову С. Т. присвоили квалификацию «пилот малой авиации».

20 сентября 1941 года Семен, получив повестку военкомата, обрадовался и сразу же побежал на сборный пункт. Эшелон с новобранцами отправляли через 4 часа. Еле успел сбегать домой и собрать вещи. В Иркутске новобранцев встретили офицеры с голубыми петлицами на гимнастерках, но, к разочарованию Семена, на петлицах вместо крылышек были молоточки. Значит, будут учить на авиамехаников. В военные годы Иркутское авиационно-техническое училище (ИВАТУ) было реформировано и преобразовано в Иркутскую военную школу авиационных механиков (ИВШАМ). В школе сократили срок обучения, резко увеличили набор курсантов и начали подготовку авиационных механиков на бомбардировщики Ту-2, штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители Ла-5, Ла-7 и Як-3.

Семен Попов, курсант 23-й роты 8-го батальона ИВШАМ, не успел окончить школу авиамехаников. В апреле 1942 года его вместе с другими курсантами направили в 9-й запасной полк Забайкальского военного округа, дислоцировавшийся в Улан-Уде. Через 3 месяца, в августе 1942 года, Семен Попов оказался на Донском фронте под Сталинградом.

«По пути по нам дважды хорошенько отбомбились фрицы, а когда выгрузились на станции Иловлинская, отобрали всех ребят с образованием 8-10 классов в отдельную команду под командованием капитана. Он отвел нас в чистое поле, разрешил сесть, закурить, потом достал из вещмешка деревянный продолговатый ящик – вроде школьного пенала. Это оказалась русская не извлекаемая противопехотная мина ПМД-6. Требовалось немедленно на подступах к Сталинграду силами инженерных войск заминировать местность. За 20 минут капитан объяснил нам устройство мины, и мы стали минерами». Семен Попов, рядовой 80-го отдельного строительно-путевого батальона устанавливал противопехотные и противотанковые мины, минировал железную дорогу Сталинград – Камышин.

После Сталинградской битвы Семена Трофимовича направили во 2-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию. Трижды Попов ходил к командиру, доказывая, что он авиамеханик, пилот, минер, но только не кавалерист. Командир отмахивался от настойчивого парня. Помог случай: майор предложил стать артиллеристом. Семен сразу согласился и сел в эшелон, направлявшийся под Курск, где стал зенитчиком.

С апреля 1943 года по май 1945 года рядовой Попов служил орудийным номером зенитной установки МЗА-37 3-й батареи 325-го аэродромного полка противовоздушной обороны 16-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Орудийные номера помимо основной боевой работы по уничтожению самолетов противника, выполняли еще и работу по подготовке зенитного орудия к бою: ночами копали капониры для пушки, землянки для орудийного расчета, делали маскировку. При налете вражеской авиации 18 февраля 1945 года на аэродром Морин, красноармеец Семен Попов, проявив отвагу и умение, точной работой на орудии сбил самолет противника Ме-109, был удостоен медали «За боевые заслуги».

Семен Трофимович Попов сражался под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Белоруссию, Прагу, брал Берлин. В 1944 году на фронте вступил в партию. Победу встретил в местечке Шунвальд близ Берлина. С мая 1945 года по февраль 1947 года продолжил службу в составе 303-го полка противовоздушной обороны Группы Советских Войск в Германии, дислоцировавшегося в Потсдаме.

Сержант Попов демобилизовался в феврале 1947 года, приехал в Прокопьевск к родителям. Здесь окончил горный техникум. Высшее образование получил в Сибирском металлургическом институте. В качестве техника-механика горных машин распределился на шахту «Абашевская» треста «Кузнецкуголь». Работал горным мастером, механиком, начальником участка, 12 лет возглавлял коллектив углеобогатительной фабрики «Абашевская». Перед уходом на пенсию трудился диспетчером шахты «Нагорная». На заслуженный отдых вышел в 1976 году.

На протяжении жизненного пути Семен Трофимович всегда вел активную общественную работу, в Барнауле входил в состав Совета ветеранов Центрального района, в школах проводил уроки мужества, рассказывал школьникам о войне.

Боевые награды героя: медали «За боевые заслуги» (09.06.1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Варшавы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», юбилейные награды.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт