Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

5 октября традиционно отмечается День Учителя, этот день не случайно выделен как отдельный профессиональный праздник. Учитель всегда был человеком уважаемым и своим трудом помогал государству формировать мировоззрение и самосознание народа, формировали гражданское общество. Учителя были и одними из главных двигателей новых идей и к середине XX века становятся полноправными представителями русской интеллигенции. Некоторые учителя-мужчины пользовались таким большим авторитетом среди крестьян, что их приглашали на сельские сходы, и там мнение учителя имело значение, иногда решающее!

Для учителей разрабатывались специальные руководства, справочные книги и памятки, помогающие правильно организовать свою работу. Одно из таких изданий хранится в Прокопьевском краеведческом музее.

Книга «Народная школа, руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ». Книга издана в 1913 году в Москвев товариществе скоропечатни А. А. Левенсона - одной из лучших типографий Российской империи. Автором книги является бывший директор народных училищ Вятской губернии Андрей Иванович Анастасьев.

Настольная справочная книга имеет непривычное для современного человека содержание и очень интересные разделы, регламентирующие все аспекты жизни ученика и учителя, вплоть до личной гигиены и о том, как устроить школьный сад, огород и пчельник. Далее будут представлены некоторые интересные выдержки для ознакомления.

Заветы старого учителя молодому:

1.     «Юный друг мой и товарищ! Люби родной тебе, простой народ русский и уважай святые его верования, добрые нравы и обычаи… Люби педагогическое дело и никогда не забывай, что любовь для школы- то же, что Солнце для природы.»

2.     «Старайся обучать интересно, занимательно, возбуждая внимание всех учащихся к предмету урока и развивая у них любопытство, любознательность и наблюдательность.»

3.     «Чаще проверяй свои знания перед судом педагогики и науки… Люби и трудись, верь и надейся!»

Советы учащим в начальных народных училищах лицам по исполнению ими учительских обязанностей:

1.     «Необходимо всегда помнить цель, с которой открываются начальные народные училища. Цель, с которой 25 мая 1874 года были учреждены училища: утверждать в народ религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания…»

2.     Кроме обязательных предметов, рекомендуется вводить занятия гимнастикой и обучение ремеслам и рукоделию…»

Программы для испытания лиц, желающих получить право на звание учителя городского училища:

I Церковные предметы

II Русский язык

III Математика

IV Естественная история

V Физика

VI История

VII География

VIII Пение

IX Чистописание

X Черчение

XI Рисование

Как устроить школьный сад, огород и пчельник:

1.     «Устройство учебных садов и огородов при начальных народных училищах желательно, но не обязательно.»

2.     «На устройство означенного сада и огорода учителю, по ходатайству надлежащего учебного начальства может быть оказываемо денежное или иное пособие земствами, городами или сельскими обществами, частными лицами и др…»

3.     «Учащиеся в школе не могут быть принуждаемы к работам в школьном саду и огороде. Работы эти должны быть соразмерны с силами учащихся…»

4.     «За надлежащее устройство и успешное ведение школьного сада учителя могут быть удостоены денежных или почетных наград по Министерству земледелия…»

Правила гигиены для школьников содержали общие правила о здоровье, правила борьбы с заразными болезнями, гигиену полости рта, советы по правильному дыханию, сну и многому другому:

1.     «Соблюдай очередь и порядок между занятиями и играми так, чтобы во время телесной работы отдыхать от занятий, а во время занятий- от телесной работы.»

2.     «Когда что-нибудь хочешь запомнить из книги, не повторяй одного и того же с закрытыми глазами; чтоб скорее и лучше запомнить, глазами смотри на напечатанное; ушами слушай, что произносишь; показывай на карте; внимательно рассматривай рисунки…»

3.     «На время еды прекращай работу: вредно есть, не отрываясь от работы.»

Очень интересен состав школьной аптечки, в которую помимо привычных нам бинтов, валерианы или нашатыря, входили, например, опий в порошке и настойке, белила, соляная кислота, французский скипидар и многое другое.

 

Если Вы хотите детальнее познакомиться с историей экспоната или посмотреть на экспозицию, посвященную Дню Учителя, приходите в Краеведческий музей и смотрите выпуски передачи «Музейные истории» на канале ТРК "27 Плюс" и «ПРО Жизнь».

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт