Виртуальная экскурсия по музею

 

 

 

 

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Поэма Алексея Косаря "Углеград" посвящена шахтерам Кузбасса, а надпись на книге, сделанная рукой автора, раскрывает нам имя человека, послужившего прототипом главного героя поэмы Ивана Проходкина. Автор написал "Живым героям поэмы Ивану Павловичу и Вере Николаевне Ходыкиным. 18.12.1947. Алексей Косарь".

Кто же такой Иван Павлович Ходыкин и какое отношение имеет он к «подземным танкам» и Прокопьевскому руднику?

Родился Иван в 1911 году в Нижегородской губернии в большой семье Ходыкиных, которые всем семейством немного позже перебрались в далекую Сибирь в поселок Судженка. В 14-летнем возрасте Иван пошел работать коногоном на шахту «Судженская», где трудился его отец. Окончил горно-промышленное училище в Ленинске-Кузнецком, уехал в Прокопьевск, устроился на шахту им. Ворошилова проходчиком.

Не имея начального образования, Иван Ходыкин в 1928 году окончил двухгодичный вечерний рабочий факультет. Через 2 года поступил в Томский политехнический институт на горное отделение, после третьего курса его командировали в Прокопьевск на шахту «Коксовая» в составе группы студентов-стажников. Студенты уже имели опыт горной работы. Ивана поставили руководить экспериментальным участком, где испытывали системы разработки крутопадающих пластов. Там он встретился с начальником технического отдела шахты Чинакалом. И. П. Ходыкин вместе с Н. А. Чинакалом и бригадиром забойщиков Мешковым, горным мастером Сусляковым внедряли первые щиты на шахте им. Ворошилова.

Несмотря на то, что испытание щитов Чинакала проходило с большими сложностями, Иван Павлович считал их наиболее перспективной и совершенной системой разработки пластов крутого падения мощностью до 6 метров.

На пластах большей мощности одинарные щиты не справлялись. Тогда Н. А. Чинакал предложил применять сдвоенные щиты, но они один за другим терпели аварии. Ходыкин предложил собственную конструкцию щита, увеличив накатник бревнами: «Предлагаемый мною щит «мощный одинарный» для пластов мощностью до 10 метров по своей конструкции проще сдвоенного щита инженера Чинакала. … Недостатками сдвоенных щитов являются сложность управления щитом, трудность проветривания, наличие угольного целика между висячей и лежачей сторонами пласта. Давление в этом месте максимальное, подрезанный с двух сторон канавами гребень под давлением разрушается, связки щита рвутся, между секциями в очистное пространство прорывается порода – работа под щитом прекращается.»

Но тут в горняцкой судьбе Ходыкина возникло непредвиденное обстоятельство, грозившее закончиться трагедией. В 1934 году в Прокопьевск приехал Председатель Совета народных комиссаров В. М. Молотов. Машина, на которой его везли, съехала с дороги и завалилась. Молотов просил шума не поднимать, но подчиненные проявили инициативу: арестовали секретаря горкома ВКП(б) Курганова, расстреляли водителя Арнольд в 1942 году. И на Ходыкина «заявленьице» поступило, что он имел враждебное диверсионное задание затопить новую шахту «Коксовая им. Сталина», для чего начал копать канаву к стволу от речки Абушки. Бредовый, по современным меркам, донос был принят в работу. Ивана Ходыкина арестовали. После его ареста жена Вера Николаевна потеряла работу в школе, она лишь обманом кое-как сумела устроиться на породовыборку в шахте. Ее с первенцем выгнали из квартиры, и они ютились где-то в таких условиях, что сынок простудился и умер. Подследственный Ходыкин не подписал в тюрьме ни одного протокола, следствие затянулось, не дойдя до суда. В тюрьме ему повредили позвоночник и руку. После расстрела «железного наркома» Ежова Ходыкина освободили, и осенью 1939 года он вернулся в Прокопьевск. Когда началась война, Иван Павлович работал районным инженером на шахте им. Ворошилова.

На шахте продолжалась работа по внедрению щитовой системы, но мощные пласты «Ворошиловки» не сдавались, сдвоенные щиты конструкции Чинакала постоянно терпели аварии. Когда в 1942 году Иван Павлович возглавил шахту им. Ворошилова, то сразу приступил к реализации своей идеи на свой страх и риск без одобрения вышестоящих начальников. Через 2 месяца щит Ходыкина был пущен в эксплуатацию. Результаты внедрения нового щита превзошли все ожидания: щит надежно защищал шахтеров, очистное пространство увеличилось вдвое, шахтеры могли работать, выпрямившись в полный рост. Скорость подвигания увеличилась по сравнению со сдвоенными щитами в 2 раза, добыча удвоилась, а производительность выросла в 4 раза». Это была победа! Техническое совещание при главном инженере комбината «Кузбассуголь» отметили эффективность щита, а Ходыкин получил солидное авторское вознаграждение.

После войны Иван Павлович окончил Высшие инженерные курсы при Политехническом институте. Работал начальником шахты «Северная» в Кемерове и шахтой «Журинка-3» в Ленинске-Кузнецком, начальником смены шахты «Алардинская», заместителем управляющего трестом «Осинникиуголь», руководил стройкой шахты «Малиновская». И везде он внедрял инновационные рационализаторские предложения, позволявшие облегчать тяжелый труд шахтеров и увеличивать добычу угля. Инженерная мысль этого неординарного человека била ключом. С шахты он ушел в возрасте 70 лет, отдав шахтерской профессии 58 лет своей жизни. Последнее его рацпредложение датировано 1984 годом, когда он уже нигде не работал.

Иван Павлович Ходыкин внес изменения в конструкцию щита Чинакала, что позволило повысить его производительность в 1,5-2 раза. Щит Ходыкина шахтеры прозвали «подземным танком».

Источники:

1. Першин Ю. Очистной танк горняка Ходыкина // Время и жизнь. - 2010 г.

2. Директорский корпус Кузбасса: очерки современного написания. – Новосибирск: Сибирское время. Т. 2. – 2010 г.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт