В годы Великой Отечественной войны добыча угля в Кузбассе выросла вдвое, и это случилось благодаря активному внедрению на шахтах бассейна щитовой системы добычи угля, разработанной Николаем Андреевичем Чинакалом.
А начиналось все у нас, на углях Прокопьевско-Киселевского месторождения в 1935 году. В Сибири Н. А. Чинакал, горный инженер из Донбасса, оказался по «шахтинскому делу», когда в 1928 году группа горных инженеров и техников Донбасса была осуждена за «вредительство». Николай Андреевич получил 6 лет строгого режима с конфискацией половины имущества. Отбывал срок в одном из лагерей Ленинска-Кузнецкого. В 1930 году Чинакал оказался в Новосибирске в Особом проектно-строительном бюро ПП ГПУ № 14, которое занималось проектированием горных предприятий. В марте 1931 года его перевели в комбинат «Кузбассуголь», освободили с правом выезда, но он остался в Сибири.
В июле 1935 года Николай Андреевич выступил на технической конференции Кузбассугля с идеей о создании передвижной щитовой крепи для добычи угля, но потерпел неудачу. Через год его поддержал Тимофей Горбачев, только что назначенный директором Кузнецкого научно-исследовательского института, находившегося в Новосибирске. Первое испытание щита на шахте № 3 в Киселевске оказалось неудачным: щит сгорел, успев опуститься только на 12,5 метра. Горный инженер сидел в шахте по 2 смены, обучал рабочих овладению новой системой, анализировал и устранял недостатки, продолжал убеждать руководителей-угольщиков в эффективности своего детища. Внедрение новой системы проходило сложно. Николай Андреевич вкладывал личные средства в свое изобретение: продал пианино, домашние вещи.
И все-таки он победил. В 1939 году был издан приказ заместителя наркома топливной промышленности К. К. Карташова «поставить эти работы в эксплуатационном масштабе». В трестах «Прокопьевскуголь» и «Сталинуголь» внедрение щитов началось в директивном порядке. Щиты монтировали на шахтах «Зиминка», им. Ворошилова, им. Сталина. Уже в 1940 году на Прокопьевском руднике число щитовых забоев выросло вдвое! Н. А. Чинакал вернулся в Томск, продолжил заведовать кафедрой нового шахтного строительства.
Когда началась война, Николай Андреевич полностью переключился на практическую помощь шахтам Кузбасса и чаще бывал в Прокопьевске, чем в Томске. Стране был нужен коксующийся уголь, а щиты Чинакала позволяли увеличивать в 3-4 раза увеличить добычу. В щитовых забоях в 1,5 раза повышалась производительность труда, вдвое меньше требовалось крепежного леса, значительно уменьшались потери угля.
В марте 1943 года по итогам работы за 1942 год заведующий шахтой М. Н. Маркелов, главный инженер шахты В. Е. Меркулов, бригадир забойщиков Ф. В. Миронов, и автор системы Н. А. Чинакал за разработку и внедрение щитовой системы добычи угля были удостоены Сталинской премии третьей степени. Щитовая система получила безоговорочное признание и превратилась в основной способ повышения добычи коксующихся углей в Кузбассе.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт