Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Воспоминания Ларисы Васильевны Вежниной (в девичестве - Звягиной). наполнены теплом и большой любовью к своей малой Родине.

"Звягин Василий Петрович 1891 года рождения, в семье его называли Василий малый, родился в крестьянской семье. Звягины относились к первой волне поселенцев. Все братья работали в одном хозяйстве, на одном подворье. Мама говорила, когда выгоняли скот на водопой на реку Абушку, то одни уже пили воду, а другие ещё были в стайках, - вот как много было скота.  Особенно, конечно, самая ценность была - это лошади. Были в хозяйстве машины - конные косилки, сеялки, жатки.  Жали хлеб также вручную, вязали снопы. Держали также пасеку, которой занимался Мартемьян. Отец был участником Первой мировой войны. До войны был призван в царскую армию в город Петербург, служил в 6-й роте Измайловского полка. Когда началась война, был отправлен на фронт, к сожалению, я мало что знаю об этом, Отец был ранен в ногу. Из госпиталя вернулся домой. Зимой снаряжали обоз, на лошадях в город Томск везли хлеб, масло, мёд, кожи, мясо. Женщины ждали возвращение мужей с подарками. В период коллективизации, машины, лошадей сдали в колхоз, встал вопрос о раскулачивании, но на сходке колхозники выступили против, так как Звягины никогда не держали работников. Корова, лошадь, овцы, свинья долго были в нашем хозяйстве. Помню, как старого Бурку отец отвёл за гору Кара-Ул (так называли Чёрную гору), отпустил его, пришел домой с уздечкой и заплакал. Когда строительство рудника шло, отец на своей лошади возил лес на стройки, потом работал на подземном конном дворе. Были случаи, когда лошади ломали ноги, их поднимали на поверхность и они шли на мясо, но отец никогда его не ел. Потом отец работал на шахте Чёрная гора, на динамитном складе.  Во время войны уголь для себя возили на санках с самодельной штольни на Черной горе, возили дети и женщины. Отец увидит и обязательно поможет вывезти в гору, вот это я помню хорошо. Пашня Звягиных была в районе современного Северного Маганака, там была изба, пасека. Помню, как в районе современного Шарапа был сенокос, как во сне помню речку с прозрачной водой, в которой плавали рыбки, красным-красно от ягод земляники, костяники. Посмотришь вдаль, серебрится на солнце ковыль и множество желтых лилий, которых я никогда сейчас не встречаю, бывая в лесу. Такое богатое разнотравье было здесь, множество грибов.  В районе Буфера протекает ручей, а ведь это когда-то была бурная речка Кумашиха, впадающая в реку Абу. Весной она превращалась в бурный, ревущий поток, рядом опасно было стоять, кружилась голова. А сейчас из молодёжи никто, наверное, и не знает о Кумашихе.  Зимой чистый до рези в глазах был снег, а весной чистые ручьи сбегали в речку, даже зимой возили бельё полоскать на речку. Летом чистый, тёплый дождик специально набирали для бани, а зимой снег набивали в кадку в бане. Все лето бегали босиком, жили как в деревне, у дома были ограды с травой ромашкой,  мы в детстве любили поваляться на такой ароматной травке". (Орфография и пунктуация автора сохранена)

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт